Тема: «Народное хозяйство России» (9 класс) - Моу средняя общеобразовательная школа №3. Обобщение опыта работы по теме

Тема: «Народное хозяйство России» (9 класс)


Учащиеся должны выбрать правильный ответ на поставленный вопрос.


1. Себестоимость продукции - это:

а)затраты на производство одной единицы продукции;

б)стоимость сырья, необходимая для производства единицы продукции;

в)цена, по которой продается данная продукция.

2. Производительность труда - это:

а)количество продукции, созданной за единицу времени одним рабочим, или количество времени, затраченное им на приготовление единицы продукции;

б)отношение полезного результата труда к затратам на его получение.

3.Какие предприятия относятся к одной отрасли?

а)Ульяновский автозавод;

б)Нижегородский дизельный завод;

в)Ярославский шинный завод.

4.Основные отрасли специализации Европейского Севера:

а)горнодобывающая;

бэлектроэнергетика;

в)цветная металлургия;

г)топливная.

5.Производство алюминия на территории России концентрируется:

а)в Восточной Сибири;

б)в Европейском Севере;

в)в Центральной России;

г)на Дальнем Востоке.

6.Бурый уголь добывают:

а)в Канско- Ачинском бассейне;

б)Ростовской области;

в)Печорском бассейне.

7.В каком из вариантов указанные отрасли и производства ориентируются на сходные факторы размещения:

а)производство серной кислоты и фосфорных удобрений;

б)алюминия и меди;

в)производство бумаги и мебели.

8.Определите какие из указанных городов являются центрами производства алюминия:

а)Саяногорск;

б)Магнитогорск;

в)Мончегорск;

г)Братск.

9.Исключите вид полезных ископаемых, который не может служить сырьем химической промышленности:

а)мирабилит

б)нефть

в)нефелины

г)бокситы.

10.Найдите ошибку в перечне маршрутов, соединяющих порты одного моря:

а)Новороссийск - Таганрог

б)Калининград - Санкт- Петербург

в)Махачкала - Астрахань

г)Владивосток - Холмск.

11.Какое из направлений магистральных нефтепроводов указано ошибочно:

а)Ухта- Ярославль

б)Самара- Волгоград- Новороссийск

в)Сахалин - Комсомольск-на-Амуре - Якутск

г)Омск – Ачинск - Ангарск.

12.Выберете море, в котором добывают крабов, минтая, лососевых рыб:

а)Белое;

б)Балтийское;

в)Черное;

г)Охотское.

13.Выберете район выращивания озимой пшеницы:

а)Северный Кавказ;

б)Волго-Вятский;

в)Уральский;

г) Алтайский.

14.Среди перечисленных городов выделите центры целлюлозно-бумажной промышленности:

а)Пермь;

б)Нижний Новгород;

в)Братск;

г) Омск

15. Какие из перечисленных отраслей промышленности, специализирующие для Уральского и Поволжского района:

а)медная;

б)нефтяная;

в)черная металлургия;

г)автомобилестроения.

16. Главные факторы развития хозяйства Центральной России:

а)мощная сырьевая база

б)выгодное ЭГП

в)старопромышленный характер района;

г)высокоразвитая наука.

17. Перевод части заводов по выпуску военной продукции на производство товаров, необходимых народному хозяйству:

а)контракт;

б)конверсия;

в)концентрация;

г)модернизация.

18. На территории Северного Кавказа выращивают:

а)рожь, ячмень;

б)сою;

в)хлопчатник;

г)озимую пшеницу.


Норма оценок:

при 16-18 правильных ответах оценка «5»

при 13-15 - оценка «4»

при 12-9 - оценка «3»

менее 8 - оценка «2».


^ Контрольная работа по географии

за 1 полугодие 9 класса


1 вариант

1.Автономии в составе России, находящиеся на территории европейской части страны:

а) Якутия; б) Карелия; в) Бурятия; г) Коми; д) Чувашия.

2.Города с населением более одного миллиона человек, расположенные на Волге:

а) Казань; б) Астрахань; в) Пермь; г) Нижний Новгород; д) Самара.

3.Народы России, которые не имеют своих национально-территориальных образований:

А. Калмыки; б) Саами; в) Эскимосы; г) Коми; д) Удегейцы.

4. Граничат между собой:

а) Хабаровский Край и Магаданская обл.;

б)Калмыкия и Азербайджан;

в) Республика Алтай и Казахстан;

г) Ленинградская обл. и Финляндия;

д) Коми и Башкортостан.

5.Столица - республика. Найти соответствие.

  1. Бурятия А. Петрозаводск

  2. Хакасия Б. Сыктывкар

  3. Тыва В. Абакан

  4. Коми Г. Кызыл

  5. Карелия Д. Улан - Уде

6.Народы, относящиеся к Уральской Языковой семье:

а)Ханты и Калмыки;

б)Карелы и Башкиры;

в)Удмурты и Марийцы;

г)Коми и Карелы.

7.Главная полоса расселения населения России занимает 1/3 часть территории; здесь проживают:

а) 93%; б) 70%; в)50%; г) 20%; д) 90% ее населения.

8.Превышение количества родившихся людей над числом
умерших:

а) численность населения;

б)воспроизводство;

в)естественный прирост;

г) естественное движение населения.

9.Процесс роста доли городского населения, повышение роли городов:

а) концентрация; б) урбанизация; в) агломерация.

10.Количество жителей на единицу площади:

а) концентрация населения;

б) плотность населения;

в) размещение населения;

г) расселение населения.

  1. Назвать государства, которые граничат с Россией.

  2. Крайние материковые точки России. Найти соответствие:

  1. Северная; А. 41˚ 11´ с.ш.

  2. Южная; Б. 19˚ 38´ в.д.

  3. Западная; В. 169˚ 40´ з.д.

  4. Восточная Г. 77˚ 43´ с.ш.

13.Огромная протяженность России с запада на восток обуславливает:

а)континентальность климата на значительных площадях;

б)различие в рельефе между западной и восточной частями территорий;

в)господство западного переноса воздушных масс на большей части

14.Протяженность государственной границы России составляет:

а)40 тыс. км.

б)60 тыс. км.

в)20 тыс. км

  1. Объясните понятие: технология, альтернатива, специализация, кооперирование, отрасль.

  2. Каковы особенности функциональной структуры экономики?

  3. В чём причины глубокого экономического кризиса в России?

  4. Какие три проблемы необходимы решать экономике любой страны?

  5. Какова роль государства в странах преобладающей рыночной экономики?

  6. В чем особенности доиндустриальной, индустриальной, постиндустриальной экономики? Какие их отделяют рубежи?


2 вариант


1. Изменение численности населения в связи с переездом людей из одного мета постоянного жительства в другое:

а) механическое движение; б) плотность населения;

в) воспроизводство населения; г) естественное движение.

  1. Группы близко расположенных городов, объединенных тесными связями:

а) крупный город;

б) агломерация;

в) мегаполис; административный центр.

  1. Население способное работать в народном хозяйстве:

а) трудовые ресурсы;

б) занятое население;

в) городское население;

г) эмигранты

  1. Средняя плотность населения России составляет:

а) 8, 5% 6)50% в) 2, 5% г) 17%

  1. Народы относящиеся к алтайской семье, монгольской группе:

а) башкиры и татары;

б) удмурты и калмыки;

в) удмурты и башкиры;

г) калмыки и буряты.

  1. Найти соответствие:

Столица республика

  1. Мордовия а) Йошкар-Ола

  2. Марийэл б) Чебоксары

  3. Чаваш в) Саранск

  4. Удмуртия г) Якутия

  5. Саха д) Ижевск

7.Граничат между собой:

а)Ямало - Ненецкий и Ханты - Мансийский автономный округ;

б)Адыгея и Дагестан;

в)Северная Осетия и Кабардино-Балкария;

г)Чуваш и Татарстан;

д)Северная Осетия и Кабардино-Балкария

8.Столицы автономных республик России, расположенные на Волге и её притоках:

а) Элиста; б) Казань; в) Уфа; г) Самара; д) Чебоксары.

9.Народы, проживающие на территории Северного Кавказа:

а) каракалпаки;

б) кабардинцы;

в) мордва;

г) аварцы;

д) кумыки.

  1. Найдите ошибку среди предложенных городов-«миллионеров»:

а) Челябинск;

б) Воронеж;

в) Омск;

г) Пермь;

д) Волгоград.

  1. Назвать моря, омывающие берега России.

  2. Крайние материковые точки России и их координаты. Установите соответствие:

1. г. Базардюзю А. 41˚ 11´ с. ш.

2. м. Челюскин Б. 77° 43´ с. ш.

3. м. Дежнева В. 169˚ 40´ з.д.

  1. песчаная коса в

Балтийском море Г. 19° 38´ в. д.


13.Большая протяженность территории России с севера на юг и её положение целиком в северном полушарии определяют:

а)значительные различия в величине суммарной солнечной радиации между северными и южными районами;

б)положение в нескольких климатических поясах;

в)положение территории в 11-ти часовых поясах.

14.Площадь территории России составляет:

а)22, 4 млн. км2

б)17,1 млн км2

в)14,1 млн км2

  1. Объяснить понятия: технология, альтернатива, специализация, кооперирование, отрасль.

  2. Каковы особенности функциональной структуры экономики?

  3. В каких районах России сохранилась доиндустриальная экономика, где формируется постиндустриальная?

  4. Каковы особенности экономики России, место в содружестве суверенных государств?

  5. Назовите главные направления структурной перестройки Российской экономики.

20. Чем отличается рыночная система от традиционной?


Оценка:

За 20-18 правильных ответов – «5»

За 17-15 – «4».

За 14-10 – «3».

Менее 9 правильных ответов «2».


^ Контрольная работа по итогам года по географии России (9 класс)


ВАРИАНТ 1

Часть А

A1. Как изменилось геополитическое положение России после распада СССР?

1. Осталось без изменения

2. Улучшилось

3. Ухудшилось

4. Стабилизировалось

А2. Россия имеет самую протяженную границу со странами:

1. Финляндией 2. Казахстаном

3. Азербайджаном 4. Белоруссией

А3. Современная демографическая си­-

ситуация в Роcсии характеризуется:

1. Высоким естественным приростом

2. Низким естественным приростом

3. Нулевым естественным приростом

4. Отрицательным естественным при-­

ростом

А4. Городские агломерации в России

образовались вокруг городов:

1. Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего

Новгорода

2. Москвы, Аpхaнгельскa, Якутска

3. Санкт-Петербурга, Омска, Перми

4. Смоленска, Оренбурга, Иркутска

А5.В каком угольном бассейне преоб­ладает

добыча бурого угля?

1.Кузнецком

2.Южно-Якутском

3.Печорском

4.Канско-Ачинском

А 6. Липецк, Старый Оскол, Тула — это центры:

  1. Черной металлургии

  2. Цветной металлургии

  3. Лесной промышленности

  4. Пищевой промышленности

A7. Производство чая, винограда и эле­ктровозов характерно для какого эконо­мического района России?

1. Поволжья

2.Центрально-Черноземного

3.Дальневосточного

4.Северо-Кавказского

А8. Центры нефтехимии Урала — это:

1.Уфа, Пермь

2.Оренбург, Березники

3.Пермь, Соликамск

4.Челябинск, Екатеринбург

А9. На юге Западно-Сибирского экономического района расположен крупнейший в России район добычи:

1.нефти;

2.газа;

3.Угля;

4.железной руды.


А10. Нa кaртосхеме изображены основ­-

ные центры производства:

1. Алюминия и титанa

2. Меди и никеля

3. Чугуна и стали

4. Фанеры и пиломатериалов





Часть В

В1. Какой вид миграции населения до­

минирует в России в настоящее время?

1. Внешняя

2. Внутренняя

3. Сезонная

4. Вахтная

В2.Определите недостающий термин:


Состав ТЭК




Топливная ?

промышленность


В3.Дополните определение

«Производство одного вида продукта или услуг называется ________________________».


В4. Установите соответствие:
Продукция Центры
машиностроения

  1. Ядерные реакторы

А.Новочеркасск

  1. Электровозы Б. Волгодонск

  2. Зерноуборочные В. Ростов-
    комбайны на-Дону

В5.Выберите центры производства алюминия в России.

A.Волгоград

Б. Новосибирск

B.Братск

Г. Саяногорск

Д. Таганрог

Е. Екатеринбург

Буквы, соответствующие выбранным ответам, запишите в алфавитном по­рядке.



В6.На карте Центрально-Черноземный

экономический район показан цифрой___________

Часть С

С1. По данной характеристике опреде­лите экономический район России:

«Этот район — один из самых больших по площади и самых маленьких по насе­лению. Здесь находится самая полновод­ная река страны и построены крупнейшие ГЭС. Его огромные минеральные богатст­ва ждут освоения».


С2. Почему на Дальнем Востоке при значительных запасах руд цветных металлов и условий для получения бумаги практически отсутствует их производство?

С3.Определите среднюю плотность населения России, исходя из того, что площадь 17,075 млн. км2, а численность населения 143 млн. чел.

^ С4. Чем обусловлено интенсивное развитие газовой промышленности в последние десятилетия?


ВАРИАНТ 2

Часть A

А1. Геополитическое положение Рос­-

сии за последние годы:

1. Заметно ухудшилось

2. Значительно улучшилось

3. Стaбилизировалось

4. Не изменилось

А2. Сухопутную границy c Россией

имеет:

l . Азербайджан, Гpyзия

2. Польша, Болгария

3. Швеция, Молдавия

4. Туркмения, Армения

А3. Какая из религий наиболее распро­-

странена в Pоссии:

1. Ислам

2. Буддизм

3. Прaвославие

4. Католицизм

А4. Численность населения России со­с-

тавляет около:

1. 175 млн чел.

2. 225 млн чел.

3. 143 млн чел.

4. 195 млн чел.

А5. Влaдивосток, Мурмaнск, Новорос­-

сийск - этo города:

1.Политико-административные центры

2. Города-курорты

3. Города-порты

4. Центры туризма

А6. Бурый уголь добывают в бассейнах:

1. Печорском и Подмосковном

2. Подмосковном и Канско-Ачинском

3. Канско-Ачинском и Печорском

4. Кузбасса и Печорском

А7. Почему Уральский экономический район специализируется на машиностро­ении?

  1. Развитой транспорт

  2. Обеспеченность техническими и ра­бочими кадрами

  3. Наличие крупнейшей металлурги-

че­ской базы

  1. Развитая электроэнергетика

А8. Почему в Западно-Сибирском и Восточно-Сибирском экономических районах преобладают добывающие отрас­ли промышленности?

  1. Большая потребность в сырье

  1. Обеспеченность трудовыми ресур-

са­ми

  1. Наличие богатейших месторожде­ний полезных ископаемых

  1. Развитой транспорт

А9. Алюминиевые заводы строят:

  1. У источников воды

  2. Вблизи авиационных предприятий

  1. В районах сосредоточения трудовых
    ресурсов

  1. Вблизи крупных ГЭС

А10.На картосхеме изображены центры производства:

1. Стали

2. Целлюлозы и бумаги

3. Автомобилей

4. Алюминия



ЧастьВ


В1. В каком регионе больше всех городов?

1.Европейская часть России

2.Западная Сибирь

3.Восточная Сибирь

4.Дальний Восток

В2.Определите недостающий термин:


Сухопутный транспорт


Автомобильный трубопроводный

?


В3.Дополните определение:

« Объединение специализированных предприятий для выпуска готовой продукции

называется ___________________________».


В4. Установите соответствие:

Районы Природные ресурсы

  1. Центральный А. Железные руды

  2. Центрально- Б. Лес, вода
    Черноземный

  3. Волго-Вятский В. Торф, бурый уголь

В5. Выберите три республики, входя­щие в состав СНГ:

A.Украина
Б. Литва

B.Грузия

Г. Эстония

Д. Таджикистан

Е. Латвия

Буквы, соответствующие выбранным ответам, запишите в алфавитном порядке.

В6. На карте экономический район Северный Кавказ показан цифрой _________________.


Экономические районы


^ Часть С

С1. По данной характеристике опреде­лите экономический район России:

«Этот район — "опорный край держа­вы". Знаменит своими минеральными ре­сурсами и самоцветами. Сейчас развита выплавка металлов, тяжелое машиностро­ение и отрасли ВПК»

^ С2. По каким признакам различаются городские и сельские населённые пункты?

С3. Определите среднюю плотность населения Нижегородской области, исходя из того, что площадь 76,7 тыс. км.2, а численность населения 3,7 млн. чел.

С4. В чём отличие географического рисунка размещения металлургии и машиностроения?


^ Работа с контурными картами
как одна из форм развития творческой активности учащихся


Цель:

- активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения;

- закрепление и контроль знаний, умений, навыков в пользовании контурными картами;

- развитие всех видов памяти (слуховой, зрительной, моторной).


Инструкция по работе с контурными картами:

- все надписи делаются вдоль параллелей;

- надписи и обозначения делаются ярко и четко;

- морские границы объектов обводятся синим карандашом, а сухопутные - красным;

- направление горных хребтов, стран, цепей, утолщенной линией, коричневым карандашом;

- реки обводятся синим цветом от истока до устья, соблюдая все изгибы;

- города и др. населенные пункты разным по величине красным кружком (пунсоном);

- морские течения обозначаются стрелками, холодные - синим цветом, теплые - красным цветом;

- районы распространения разных явлений (селей, половодья, засух, землетрясений и т. д.) - ра личной расцветкой-штрихом;

- t ,d направления ветров стрелками, по направлениям их действия;


Виды работ с контурными картами:

- контрольные,

- практические,

- самостоятельные,

- географические диктанты.

Пример: 6 класс. Тема: «Вулканы» - практическая работа с контурными картами.

Работа носит обучающий и закрепляющий характер.

Задание:

- нанести географические координаты вулканов - Этны, Ключевской сопки, Везувия, Килиманджаро и др.;

- сделать надписи вдоль параллелей.

- условными обозначениями (звездочкой) перенести на контурные карты.


Пример 7 класс – «Африка».

Характер работы – обучающий, закрепляющий, проверяющий.

Задание:

- крайние точки материка нанести на контурные карты, определить географические координаты;

- подписать моря, заливы, проливы, омывающие материк;

- условными обозначениями нанести горы, озера, др. формы рельефа;

Задание: На основе анализа природных карт установить связи между природными объектами и явлениями, например:

- между рельефом и полезными ископаемыми;

- между рельефом и характером течения рек, размещением природных зон, расселением людей.

Пример: 9-10 класс: «Страны Западной Европы».

Цель:

- приобретение и закрепление навыка и умения создания комплексной картосхемы (страны, области, материка и т.д.);

- проверка и контроль знаний учащихся по данной схеме.

Задание: условными обозначениями нанести месторождения полезных ископаемых (угля, нефти, природного газа, железной руды, цветных металлов):

- выделить промышленные центры, использующие их в качестве сырья и топлива;

- обозначить на контурной карте города, указать условными знаками ведущие отрасли промышленности в них;

- отметить условными обозначениями районы выращивания главных сельскохозяйственных культур;

- нанести главные направления внешних связей страны, указать центры ввоза и вывоза.

Результативность:

- прочное усвоение карты;

- самостоятельный навык в работе;

- установление разнообразных взаимозависимых связей, явлений;

- создание комплексных карто-схем различного назначения и содержания.

^ Контрольные работы по контурным картам

1 вариант (географический диктант)

Учитель диктует названия различных географических объектов (гор, рек, городов и т.д.)

Ученик их надписывает порядковыми номерами.

При проверке учитель сразу видит ошибки и может корректировать слабоизученные (или усвоенные) темы.


2 вариант

Даны карты с нанесенными цифрами.

Ученики должны надписать каждый обозначенный объект.


Литература:



  1. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М., 1980.

  2. Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся. — М., 1979.

  3. Якиманская И.С. Развивающее обучение. — М., 1979.

  4. Давыдов В.В. проблемы развивающего развития. — М., 1986.

  5. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе. 2-е изд., Волгоград: Учитель, 2008.




  1. Современный урок географии. Ч. 2./ Ред-сост. И.И. Баринова.- М.: Школа-Пресс, 2001.

(«География в школе». Библиотека журнала. Вып.5)
4559681290920416.html
4559808450908696.html
4559949456441095.html
4560135827751158.html
4560206208551400.html