Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы - страница 2


Гусева Е. Н. Инновационное развитие библиотечно-информационной сферы [Электронный ресурс] / Е. Н. Гусева // Научные и технические библиотеки. – 2009. – № 11. – С. 7-14. – Режим доступа: http://www.ellib.gpntb.ru, свободный.

В последнее десятилетие обсуждение направлений деятельности российских библиотек в условиях постоянных изменений, происходящих в постсоветской России, неизбежно выводит на проблемы инновационного развития библиотечной сферы.

Об инноватике, как отмечает Е. Н. Гусева, применительно к библиотечному делу заговорили около 10 лет назад, поэтому, уже можно подвести некоторые итоги:

1. Инновационное развитие признано библиотечным сообществом одним из реальных (если не единственным) способов модернизации отрасли.

2. Инновационное развитие признается важным фактором развития как самой библиотеки, так и окружающего ее общества.

3. Инновационное развитие библиотеки встроено в развитие культуры, экономики, образования – в развитие всего общества.

4. Основой инновационного развития признаны информационно-коммуникационные технологии и их программно-аппаратное обеспечение.

5. Результатом инновационного развития признается (и это можно также обозначить как «идеальную» цель) качественное улучшение предоставляемых библиотекой продуктов и услуг (а точнее, того, что называется библиотечным обслуживанием).

«Инновационная деятельность библиотеки – это деятельность, направленная на ее качественные изменения, отвечающие потребностям времени и реализуемые в новом содержании» (С.8).

Естественно, что за это время получены первые результаты, выявлены первые (а может, и вторые и т.д.) трудности, осознаны первые проблемы.

По мнению автора, среди результатов есть положительные примеры использования системы инновационно-стратегического менеджмента в рамках городской библиотечной системы. Такой опыт имеет муниципальная информационно-библиотечная сеть Томска (директор Томской муниципальной информационной библиотечной системы – Александр Сергеевич Карауш).

Еще один результат – методическая деятельность по внедрению и реализации инноваций, осуществляемая Белгородской государственной универсальной библиотекой (директор Надежда Петровна Рожкова), и, в целом, белгородская программа организации сельских модельных библиотек (а также модельных сельских клубов), курируемая областной и местными администрациями.


Инновации в библиотеках : сборник статей / Рос. гос. б-ка, Науч.-исслед. отд. библиотековедения ; [сост.: М. Я. Дворкина, Е. Н. Гусева]. – М. : Пашков дом, 2010. – 130, [1] с. – (Библиотека: новые возможности).

Сборник отражает современный этап развития и осмысления библиотечной инноватики. В нем представлены статьи авторов из разных регионов России (Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Новосибирска, Саратова) и Беларуси (Гомель), в которых рассмотрены складывающиеся тенденции инновационного развития библиотек.

«… инновация в библиотечной сфере представляет собой разноплановое, многоаспектное, до конца не осознанное и не всегда структурированное, во многом творческое явление, но – и это все понимают – инновации – один из реальных способов (если не единственный) сделать библиотечную жизнь «лучше», интереснее и «правильнее». Правильнее в том смысле, что библиотека, как часть общества, была бы должным образом встроена в него, могла бы активно и результативно взаимодействовать с ним и соответствовать его требованиям» (С.9).

При подготовке сборника авторы не ставили перед собой задачу дать готовые рецепты или ответы на все волнующие вопросы. Но хотели показать, как можно подойти к решению ряда проблем библиотечной отрасли. Авторы статей, вошедших в сборник, имеют свое видение инновационного развития библиотечно-информационной сферы, некоторые из них представили свои наработки в области организации деятельности библиотек, свои примеры внедрения новшеств в практику библиотечной работы.

В разделе «Теоретические аспекты библиотечной инноватики» помещены статьи, раскрывающие условия инновационного развития библиотек:

Е.Н.Гусева «Факторы и условия инновационного развития»,

Ю.И.Максименко «Творческое мышление как основа инноваций (Размышления на тему)»,

Е.Ю.Елисина «Инновации и электронная среда библиотек»,

Т.В.Майстрович «Компьютерные технологии в библиотеках как инновация»,

С.Е.Шилов «Электронная библиотека как инновационный фактор роста информационного общества».

Во втором разделе «Инновационное развитие библиотек» дается анализ практики инновационного развития библиотек:

М.Я.Дворкина «Нормативное обеспечение инновационной деятельности библиотек»,

Н.Т.Чуприкова «От управления функциями к управлению бизнес-проектами библиотеки»,

Н.И.Размарилова Управление качеством в библиотеке вуза на основе стандарта ИСО 9001:2000»,

П.С.Романов «Матрица оценки и измерения эффективности библиотечной услуги»,

Н.С.Редькина «Координация технологических служб как инновация»,

А.А.Таращенко «Обучающий курс по инноватике как пример повышения компетентности специалистов библиотек»,

Е.В.Стрелкова «Справочное сетевое издание библиотеки как элемент обратной связи в системе управления распределенными информационными ресурсами»,

А.Ю.Онацкая «Инновационная деятельность вузовских библиотек».

В конце книги даны сведения об авторах статей, вошедших в сборник.


Качанова Е. Ю. Инновационная политика: цели, этапы, методы / Е. Ю. Качанова // Библиотека. – 2003. – № 10. – С. 35-38.

Управлять развитием библиотечного дела – значит, умело внедрять инновации: применять на практике достижения науки, широко использовать стратегическое планирование, маркетинг и проектную работу, развивать общественные коммуникации и фандрайзинг, проводить самостоятельные исследования и гибко подстраиваться под общественные потребности. Одной из задач библиотечной инноватики как самостоятельного направления библиотековедения, по мнению автора, является выявление специфики и разработка механизмов стратегического управления, позволяющего, с учетом долгосрочной перспективы, обеспечивать эффективное развитие библиотек. Важнейшим вопросом инновационной политики является разработка процедуры (особого порядка) предложения и использования новых идей. Этот порядок должен поддерживать и целенаправленно стимулировать активность участников инновационной деятельности, способствовать фиксации новых предложений в «банках идей», позволять отбирать перспективные идеи и применять их на практике. Необходимо установить, на какие инновационные идеи существует реальный спрос, а на какие – потенциальный, на что нужно направить инновационные ресурсы в первую очередь и какие результаты позитивно отразятся на развитии библиотеки в ближайшем будущем.

Автора статьи считает что, инновации – это реализованные идеи изменений, а идеи изменений отражаются в целях. При выборе цели библиотечному менеджеру важно понимать процедуру ее постановки и конкретизации. Далеко не все социально значимые рубежи, намеченные в прошлые годы, были достигнуты. Одна из причин – ошибки в самой постановке целей.

«^ Цель будет достигнута лишь тогда, когда она четко определена менеджерами, закреплена в организационных документах и осмыслена каждым» (С.37).

Конкретизация цели, как отмечает в своей статье Е. Ю. Качанова, заключается в подробном определении деталей, характеризующих желаемую перспективу. Цель разбивается на более частные «подцели» (стратегические задачи) на нескольких уровнях: таким образом, получается «дерево целей». Технология этого процесса подробно рассмотрена как в зарубежной, так и в отечественной литературе по применению стратегического планирования в библиотеках.


Тихонова Л. Н. Информационная деятельность библиотек как фактор формирования инновационной культуры [Электронный ресурс] : [докл. на межрегион. науч.-практ. конф. "Информ. ресурсы и услуги НИЦ Информкультура РГБ на службе специалистов культуры" (Йошкар-Ола, 27-29 сент. 2005 г.)] / Рос. гос. б-ка, НИЦ Информкультура. – M., 2006. – 4 с. – Неопубл. – Хранение: НИЦ Информкультура Рос. гос. б-ки, № 759/12. – Режим доступа: http://infoculture.rsl.ru, свободный.


Инновация – новый результат интеллектуальной деятельности, который отличается от предыдущих по ряду параметров. Как отмечает автор, основное отличие состоит в том, что инновация понимается как принципиально новая реализованная идея, получившая воплощение в новом продукте, в новой технологии или в новом подходе к различному роду услуг, в т.ч. социального плана.

Второе отличительное свойство инновации заключается в том, что инновация должна обеспечивать повышение эффективности (социальной, экономической и др.), а также, инновация должна служить стимулом и быть предпосылкой рождения следующей инновации.

Инновационная деятельность, по мнению автора, – это деятельность, направленная на внедрение инноваций, (формирование идеи, ее внедрение и воспроизводство новых идей).

Инновационная культура – основа формирования информационного, инновационного общества. Инновационная культура социума, как отмечает

Л. Н. Тихонова, строится на инновационной культуре индивидуумов. 

Инновационная культура понимается, как способность индивида осознавать потребность в инновационном решении проблем, восприимчивость к новому, готовность к рискам, и самое главное – готовность к реализации, практическому внедрению идеи, в ряде случаев – ее коммерциализации. Перед библиотеками с особой остротой стоит задача способствовать, наряду с другими социальными институтами, формированию инновационной культуры общества.

Почему именно сейчас вопрос так актуален? – спрашивает автор и находит ответ. Во всем мире происходят глубинные изменения, связанные с трансформацией общества, вступившего на путь постиндустриального развития. Приоритет информации и знаний в условиях современного социального развития основывается, по мнению ведущих ученых, на культуре, и, в первую очередь, на информационной и инновационной культуре.

Мировое библиотечное сообщество на сегодняшний день ориентировано в первую очередь на человека. Иными словами вся библиотечная деятельность в своей совокупности должна быть направлена на то, чтобы помочь формированию личности, способной к активному существованию в информационном обществе, т.е. обществе знаний.


Чуприна Н. Т. Понятийно-терминологическое осмысление инновационной деятельности в условиях библиотеки [Электронный ресурс] / Н. Т. Чуприна // Научные и технические библиотеки. – 2003. – № 9. – С. 4-16. – Библиогр.: 22 назв. – Режим доступа: http://ellib.gpntb.ru , свободный.

На протяжении нескольких лет в печати и в процессе профессионального общения ученые и библиотекари-практики все чаще употребляют такие понятия как «инновации», «библиотечные инновации». Автор статьи ставит задачу разобраться в этих понятиях.

«Большинство зарубежных и отечественных источников по рассматриваемой проблеме используют термины новшество и инновация. В одном случае их рассматривают как синонимы, в другом различают по смысловой нагрузке. Во многом это связано с буквальным переводом английского слова innovation – введение новаций. В словаре иностранных слов слово новация трактуется как что-либо новое, новшество, слово инновация – как нововведение. Другой смысл термина связывают с явлениями, закрепившимися (зафиксированными) в знаковой форме и (или) в деятельности посредством изменения способов, механизмов, результатов, содержания самой этой деятельности. Во втором случае чаще используют понятие нововведение, выражая его сущность в терминах инновационная деятельность и инновационные процессы (если учитывается процесс сопряженных изменений в среде), при этом раскрывая его содержание как комплексный процесс создания, распространения и использования нового практического средства (новшества) для удовлетворения человеческих потребностей, меняющихся в ходе развития социокультурных систем и субъектов. Большую часть инновационного процесса составляет нововведение – процесс распространения, пропаганды, внедрения и рутинизации новшеств» (С. 5). Как отмечает автор статьи, во многих научных определениях понятия нововведение, новшество и инновация отождествляются. Однако среди ученых нет единого взгляда на определение этих понятий: одни специалисты считают понятия новшество и нововведение синонимами, другие полагают, что эти слова имеют разное смысловое значение.

Внедрение новшеств, по мнению автора, ассоциируется с посторонним вмешательством и дисгармонирует с изначально творческим характером инновационного процесса. Поэтому его желательно заменить другими словами, например реализация или освоение.

Что касается распространения применительно к новшеству, то, реальным процессам библиотечной деятельности, по мнению автора статьи, точнее соответствует понятие ретрансляция, ибо повсеместное распространение новой идеи, возникшей как авторская, в определенных условиях, нереально. Любая идея, любое новшество являются реакцией на конкретные проблемы конкретной среды и могут быть использованы в другой среде, в другой библиотеке в адаптированном виде. Поэтому более целесообразно не распространять новшество для повсеместного использования, а транслировать его для ознакомления, изучения и возможного адаптированного использования другими библиотеками. Именно такой подход определяет сегодня принципиальные изменения в содержании научно-методической работы.


^ РЕАЛИЗАЦИЯ ИННОВАЦИЙ В ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК


Качанова Е. Ю. Инновации в библиотеках: практическое пособие / Е. Ю. Качанова; науч. ред. В. А. Минкина; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. – СПб. : Профессия, 2003. – 318 с. : ил. – (Серия "Библиотека").


Е.Ю. Качанова – доктор педагогических наук, проректор по научной работе Хабаровского государственного института искусств и культуры. Цель написанного ею практического пособия: выявить специфику инновационной деятельности библиотек, предложить методику изучения, осуществления и документирования изменений, охарактеризовать подходы к управлению инновациями в библиотечном деле. Для этого автору пришлось решить несколько задач, определивших структуру книги:

«Как и в любой другой организации, в библиотеке должен быть создан особый механизм предложения новых идей. Этот механизм призван поддерживать и целенаправленно стимулировать инновационную активность сотрудников. Чтобы своевременно использовать инновационные идеи, их необходимо фиксировать в своеобразных «банках идей», однако не все инновационные идеи могут оказаться перспективными и реализуемыми. Даже значимые идеи не реализуются одновременно: это привело бы к распылению ограниченных ресурсов и к перенапряжению в работе. Теперь важно упорядочить выбранные для реализации идеи, определить приоритеты и последовательность их реализации. Важно установить, на какие инновационные идеи существует потенциальный спрос, а на какие - реальный, на что нужно направить инновационные ресурсы в первую очередь, чтобы достигнутые результаты позитивно отразились на развитии библиотеки в ближайшем будущем. Поэтому из возможного перечня инновационных идей необходимо выбрать главные, руководствуясь двумя основаниями. Преимущества отдают идеям, способствующим реализации миссии организации, и тем, которые усиливают ее рыночные позиции и укрепляют имидж» (С. 37).

В пособии дан обширный список литературы (217 названий), а также многочисленные приложения: словарь основных терминов; различные образцы инновационных документов (заявки на участие в целевом проекте и в конкурсном инициативном проекте, структура инновационного проекта, план выполнения проектных работ, форма инновационной заявки и т.д.); «Инноватика: рубрикатор предметной области»; «Предпроектные исследования инновационной ситуации: методика и оформление документов» и др.

Схожие вопросы рассмотрены в учебном пособии:


Качанова Е. Ю. Инновационно-методическая работа библиотек : учеб. пособие / Е. Ю. Качанова ; науч. ред. А. Н. Ванеев ; Хабар. гос. ин-т искусств и культуры. – СПб. : Профессия, 2007. – 335 с. : ил. – (Серия «Библиотека»).


Качанова Е. Ю. Классификационный анализ в изучении и управлении инновационной деятельностью библиотек [Электронный ресурс] / Е. Ю. Качанова // Научные и технические библиотеки. – 2002. – № 10. – С. 5-24. – Режим доступа: http://www.gpntb.ru , свободный.


Ни одна область знания не может обойтись без упорядочения изучаемых объектов, их сортировки по тем или иным признакам. В последние годы, как отмечает автор статьи, явно наметилась тенденция к расширению объема понятия «классифицирование», повлекшая за собой и расширение сферы использования классификационного анализа. Если прежде использование отождествлялось с делением множества на подмножества по определенному основанию, то сейчас в него все чаще включают типологические процедуры, районирование, стратификацию, морфологическое расчленение и др. Считается, что именно в таком расширительном, собирательном понимании сегодня следует рассматривать классификационный анализ как метод познания, а классификацию как инструмент и результат познавательной деятельности.

Являясь процессом обобщения и упорядочения, классифицирование позволяет в компактной форме организовать знания заданной предметной области. Получаемые в итоге схемы (матрицы и пр.) представляют собой семиотические модели, которые не только отображают оригинал, но и позволяют обеспечить решение текущих задач изучения объектов, их прогнозирования и управления. Таким образом, учеными установлено, что классификация не только помогает ориентироваться в материале и подводить итоги сделанного, но и служит важнейшим методом научного познания.

По мнению Е. Ю. Качановой, сегодня многие российские организации «взяли курс» на реорганизацию собственной деятельности на основе инноваций. Не являются исключением и библиотеки. Во всех сферах общественной практики инновации рассматриваются как средство глобальных изменений и продвижений и являются предметом тщательных научных исследований.

Весь цикл осуществления инновации от возникновения идеи нового объекта до ее практической реализации определяется, со слов автора статьи, понятием «инновационная деятельность». Она охватывает комплекс научных, технологических, организационных и коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к созданию инноваций.

«Под инновационной деятельностью понимается определенный вид деятельности коллектива высококвалифицированных и технически оснащенных специалистов, обеспечивающих создание и реализацию в общественной практике инноваций "под ключ"» (С. 10).

Цель инновационной деятельности – обеспечить претворение результатов законченных научных исследований и разработок (либо иных научно-практических достижений) в новый или усовершенствованный продукт (товар, услугу), реализуемый, т. е. востребованный на рынке.

Как отмечает автор статьи, классификация библиотечных инноваций не может рассматриваться в качестве продуктивного способа познания и анализа библиотечных изменений. Трудность состоит в том, что многие аспекты характеристики инноваций (уровень новизны, место в библиотечном производстве, объект и цели изменений, источник инициативы и пр.) и соответствующие каждому аспекту признаки изменений либо не фиксируются в библиотечной практике, либо отражаются в библиотечной печати в неявном виде: как научные публикации, обмен опытом и др. Требуется определение индикаторов изменений, т.е. признаков, присутствующих в тексте документа в явном виде и свидетельствующих о принадлежности документа к сфере инновационной деятельности.


^ Лапшакова В. Библиотечные инновации: виды инновационных продуктов [Электронный ресурс] / В. Лапшакова. – 2008. – Режим доступа: http://innovaciya.blogspot.com, свободный.

На переломном этапе развития общества пересматриваются многие традиционные методы библиотечной работы, возникает необходимость обновления и обогащения прежних теоретических и практических установок с тем, чтобы лучшим образом ответить на многочисленные вопросы времени. Основу инноваций, по мнению автора, составляет профессионализм. Когда инновация осознана, она становится нововведением, т.е. общим достоянием. Истинность инноваций заключается в её позитивном влиянии на качество обслуживания, когда у каждого читателя растёт удовлетворенность работой библиотеки. Нововведения нуждаются в регулярном отслеживании, экспертной оценке. Задача методических отделов: вовремя заметить положительный опыт библиотеки и проанализировать его. Процесс разработки инновационных проектов – дело достаточно трудоемкое. Требуются усилия со стороны и руководителей библиотек, и молодых специалистов для осуществления задуманного, финансовое обеспечение инновационной работы библиотекарей, информационная поддержка их творчества.

Основными объектами инноваций являются: услуги и продукция; библиотечная технология; организационное развитие библиотеки; социальная база изменений.

Автор выделяет основные виды инноваций: продуктовые и сервисные инновации, когда изменению подлежат услуги и продукция; технологические инновации, если меняются процессы библиотечной технологии; организационные инновации, когда производятся структурные изменения, реорганизуются существующие отделы или создаются новые; социальные инновации, если подлежат изменению методы управления библиотечным персоналом, традиции формирования коллектива и прочие социальные аспекты. Все указанные автором виды инноваций (продуктовые, технологические, организационные и социальные), в свою очередь, подразделяются на радикальные (базисные) и модифицирующие (улучшающие) инновации. Первые предусматривают использование принципиально новых подходов, замену старых объектов новыми, а вторые – улучшение существующих объектов, модернизацию услуг /продукции, технологии, организационных и социальных приемов управления.

Инновации чаще всего инициируются потребителями и обусловлены потенциальным спросом на новые виды услуг и продукцию, дискомфортом и снижением качества обслуживания, повышением цен на определенные виды ресурсов, неудовлетворенностью сотрудников результатами своей работы и пр.

Любые достаточно серьезные изменения в одной сфере деятельности библиотеки (изменения одних объектов), как правило, требуют незамедлительных изменений в сопряженных участках, а иногда и общей перестройки управления библиотекой.


4550067380944511.html
4550129577934390.html
4550249252410182.html
4550365803146145.html
4550471304479030.html