Паспорт региональной программы модернизации здравоохранения Томской области на 2011-2012 годы 2 Показатели реализации региональной программы модернизации здравоохранения Томской области на 2011-2012 годы 4 - страница 7


В результате реорганизации стационарной помощи, включая федеральные учреждения (устранение дисбаланса внутри профилей), обеспеченность населения койками составит 78,8 коек на 10 тыс. населения, в том числе 80,5 на 10 тыс. взрослого населения и 71,1 на 10 тыс. детского населения. Таким образом, общая численность коек используемых для реализации региональной программы государственных гарантий уменьшится на 12% от общей коечной мощности всех учреждений здравоохранения. При этом работа койки будет соответствовать федеральному нормативу.

Следует отметить, что устранение дисбаланса по видам оказания медицинской помощи в Томской области связано с реформированием службы скорой медицинской помощи.


2.4 Совершенствование деятельности скорой медицинской помощи


По состоянию на 01.01.2011 скорую медицинскую помощь населению оказывает МЛПУ «Станция скорой медицинской помощи» и отделения скорой медицинской помощи в составе ЦРБ. Всего за 2010 год выполнено 366 711 вызовов СМП или 0,351 на одного жителя. Данный показатель выше федерального норматива на 6,4%. В структуре вызовов СМП 77,3% приходится на оказание неотложной помощи и оказание текущей помощи хроническим больным, что удорожает оказание первичной помощи и необоснованно увеличивает объемы. Совершенствование организации СМП в 2011-2012 годах направлено на внедрение неотложной помощи в составе амбулаторного звена. Неотложная помощь будет выведена из деятельности СМП и передана на первичное звено здравоохранения. Таким образом, будет достигнуто взаимодействие первичного звена через единую диспетчерскую службу.

Для включения в тарифы на оплату медицинской помощи за счет ОМС расходов на оплату услуг связи, транспортных, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходов на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, приобретение оборудования стоимостью до 100 000 рублей за единицу.

С целью подготовки включения скорой медицинской помощи в состав программы ОМС с 2013 года в рамках программы модернизации в 2011-2012 годах предполагается провести ряд мероприятий: в частности планируется проведение капитального ремонта здания и оснащение службы скорой медицинской помощи г. Томска и районов области соответствующим медицинским оборудованием, необходимым для оказания данного вида помощи.

В больницах районов области планируется приобретение автомобилей скорой медицинской помощи и обучение врачей, а также среднего медицинского персонала. Планируется разработка алгоритмов работы диспетчерской службы, что позволит селекционировать вызовы, требующие оказания экстренной медицинской помощи, а при отсутствии такой необходимости – перенаправить пациента в поликлинику или службу неотложной помощи.

В целях совершенствования оказания скорой медицинской помощи населению области в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 02.08.2010г. № 586н «О внесении изменений в порядок оказания скорой медицинской помощи, утвержденный приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.11.2004г. № 179» планируется открытие на базе многопрофильных больниц, для оказания скорой медицинской помощи отделений экстренной медицинской помощи (врачом, фельдшером) до профильного отделения с целью оптимизации времени пребывания пациента в приемном отделении. Данные отделения планируется открыть в 3 многопрофильных больницах г. Томска и 7 межмуниципальных центрах. Таким образом, при доставке пациента в приемное отделение круглосуточных стационаров, в ходе медицинской эвакуации, не будет прерван процесс оказания медицинской помощи.

Также в 2012 году будет открыта единая диспетчерская служба. Указанные мероприятия позволят не только оптимизировать деятельность службы скорой медицинской помощи, но и облегчить ее переход с бюджетной системы финансирования на страховую.

В связи с вышеизложенным, в рамках Программы будут реализованы мероприятия по совершенствованию и реорганизации службы скорой медицинской помощи в Томской области с централизацией её управления. Планируется повысить эффективность использования имеющихся ресурсов, укрепить материально-техническую базу станций и отделений скорой медицинской помощи, развить отделения экстренной медицинской помощи на базе стационарных учреждений области, улучшить взаимодействие со структурами догоспитальной помощи и стационарами.

В целях совершенствования оказания скорой медицинской помощи населению Томской области в соответствии с действующими нормативными актами Минздравсоцразвития России планируется на базе многопрофильных больниц для оказания скорой медицинской помощи создание отделений экстренной медицинской помощи. Отделения будут оказывать скорую медицинскую помощь больным по принципу маршрутизации больных от начала эвакуации бригадой скорой помощи (врачом, фельдшером) до профильного отделения с целью оптимизации времени пребывания больного в приемном отделении. В результате при доставке больного в приемное отделение круглосуточных стационаров не будет прерван процесс оказания помощи больным. Осуществление ротации кадров будет способствовать сохранению квалификации медицинских работников и непрерывности наблюдения и оказания медицинской помощи больным.


Таким образом, реформирование системы здравоохранения Томской области позволит сбалансировать объемы оказания медицинской помощи по видам до федерального норматива. Кроме того, дефицит врачебных кадров СМП (35,57%) будет компенсирован в результате реорганизации СМП, которая предусматривает организацию отделений экстренной медицинской помощи в стационарах, объединенных с отделениями СМП. В результате интеграции специалистов недостаточная укомплектованность будет восполнена за счет ротации кадров, обеспечивающих работу СМП.


^ Обоснование нормативов объемов медицинской помощи по Территориальной программе государственных гарантий Томской области на 2010-2011 гг.


Нормативы объемов медицинской помощи измеряются следующими показателями:

необходимым объемом амбулаторно-поликлинической помощи в связи с заболеваемостью, профилактическим и диспансерным обслуживанием, выраженным в числе посещений к врачам (включая посещение врачами на дому), дифференцированным по врачебным специальностям, в расчете на 1 человека в год;

необходимым объемом стационарной помощи, выраженным в числе койко-дней круглосуточного пребывания в стационаре в расчете на 1 человека в год, определяемым требуемым уровнем госпитализации и средней длительностью стационарного лечения;

число вызовов скорой медицинской помощи в расчете на 1 человека в год;

число пациенто-дней лечения в дневном стационаре в расчете на 1 человека в год.

При установлении норматива учитываются уровень и структура заболеваемости населения в области, а также изменение технологий оказания медицинской помощи: внедрение стационарозамещающих технологий лечения, необходимость усиления профилактической работы и др. С учетом всех вышеизложенных факторов фактические и планируемые объемы медицинской помощи и планируемые нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи для Томской области на 2011-2012 гг. представлены в табл. 12, 13. В Томской области в планах на 2011 и 2012 год акцент сделан в пользу увеличения объемов амбулаторно-поликлинической помощи и снижения объемов стационарной помощи.


Таблица 12


Нормативы объемов и стоимости медицинской помощи по территориальной программе государственных гарантий Томской области


^ Виды медицинской помощи

На 1 чел.

в год

2009 год
(факт)

2010 год
(утверждено)

2011 год
(прогноз)

2012 год
(прогноз)

По ТПГГ для скорой медицинской помощи

вызовы

0,380

0,343

0,338

0,330

для скорой медицинской помощи

руб.

463,902

480,100

519,900

550,700

для амбулаторной медицинской помощи

посещения

7,760

9,211

9,395

9,825

для амбулаторной медицинской помощи

руб.

1 641,381

1 777,500

1 862,700

2130,000

в т.ч.неотложной медицинской помощи

посещения

0

0

0,50

0,90

для стационарной медицинской помощи

койко-дни

2,642

2,825

2,640

2,567

для стационарной медицинской помощи

руб.

3 004,948

3 160,600

3615,910

3898,900

для медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров

пациенто-дни

0,552

0,635

0,661

0,697

для медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров

руб.

173,060

226,600

209,500

223,700

из них по ОМС:

для амбулаторной медицинской помощи

посещения

7,042

8,393

8,457

8,821

для амбулаторной медицинской помощи

руб.

1 305,898

1 518,900

1534,600

1627,600

в т.ч.неотложной медицинской помощи

посещения

0

0

0,50

0,90

для стационарной медицинской помощи

койко-дни

1,879

2,103

1,964

1,936

для стационарной медицинской помощи

руб.

2 394,145

2 620,400

2766,570

2816,000

для медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров

пациенто-дни

0,433

0,516

0,518

0,522

для медицинской помощи, предоставляемой в условиях дневных стационаров

руб.

140,955

188,400

200,000

202,000


Таблица 13


Нормативы финансовых затрат на единицу объема медицинской помощи по территориальной программе государственных гарантий Томской области


^ Виды медицинской помощи (руб.)

2009 год
(факт)

2010 год
(утверждено)

2011 год (прогноз)

^ 2012 год (прогноз)

по ТПГГ на 1 вызов скорой медицинской помощи

1221,30

1 399,71

1 538,17

1 668,79

на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений

211,50

192,98

198,27

216,78

на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров

313,50

356,85

316,94

320,95

на 1 койко-день в больничных и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях

1 137,50

1118,80

1 369,66

1518,85

из них по ОМС:

на 1 посещение амбулаторно-поликлинических учреждений

185,44

180,97

181,46

184,51

на 1 пациенто-день лечения в условиях дневных стационаров

325,53

365,12

386,10

386,97

на 1 койко-день в больничных и других медицинских организациях или их соответствующих структурных подразделениях

1 274,16

1246,03

1408,64

1454,55


Региональные нормативы объемов медицинской помощи и их финансовое обеспечение по территориальной программе ОМС будут приведены в соответствие с базовой программой ОМС, включенной в программу госгарантий к 2013 году.

^ 2.5 Развитие и совершенствование акушерско-гинекологической и педиатрической помощи


Развитие службы охраны материнства и детства


Существующий уровень рождаемости в Томской области не обеспечивает воспроизводства населения, показатели младенческой и материнской смертности остаются высокими по сравнению с Российской Федерацией и Сибирским федеральным округом. Так, в 2009 году младенческая смертность составила 10,4 на 1000 родившихся живыми, за 10 месяцев 2010 года – 6,4 на 1000 родившихся живыми. С введением в 2012 году критериев живорожденности, рекомендованных ВОЗ (регистрация ранних преждевременных родов с 22 недель гестации при массе тела плода от 500 грамм), показатель младенческой смертности и число детей, нуждающихся в интенсивной терапии, возрастет. Данное обстоятельство учтено при формировании целевого индикатора по младенческой смертности: прогнозный показатель по Томской области в 2012 году – 7,2 на 1000 родившихся живыми.

В структуре смертности детей первого года наибольшее значение имеют состояния, возникающие в перинатальном периоде, и врожденные пороки развития. Ухудшение здоровья детей в значительной степени определяется неблагополучием в состоянии здоровья матерей. Так, экстрагенитальные заболевания отмечаются у 75% матерей, около 60% родов протекают с различными осложнениями, что определяет рождение детей с патологией, в первую очередь со стороны центральной нервной системы. В дальнейшем эта группа детей требует длительного проведения реабилитационных мероприятий.

В настоящее время, учитывая недостаточное финансирование службы охраны здоровья матери и ребёнка, дефицит неонатологических отделений, отделений реанимации и интенсивной терапии для новорожденных актуальным является реализация комплекса мер, направленных на снижение материнской и младенческой смертности, внедрение специализированной помощи новорожденным с экстремально низкой массой тела, вспомогательных репродуктивных и реабилитационных технологий.

Необходимо отметить, что высокое количество акушерских коек в Томской области связано с большой удаленностью друг от друга муниципальных образований и соответственно учреждений здравоохранения.

Финансовое обеспечение модернизации службы родовспоможения и детства включающее проведения капитального ремонта учреждений детских лечебно-профилактических учреждений, оснащение оборудованием и внедрение приоритетных стандартов оказания медицинской помощи составляет 1 723,9 млн. рублей, что составляет 27,18% от общего финансирования Программы.


^ Развитие перинатальной и акушерской помощи


Развитие перинатальной службы предполагает наличие медицинских учреждений, обеспечивающих уход за матерями и новорожденными на всех уровнях. В учреждениях здравоохранения периферийного уровня оказание экстренной помощи женщинам и детям должно быть обеспечено в рамках деятельности отделений реанимации и интенсивной терапии путем подготовки специалистов анестезиологов-реаниматологов по специальности «неонатология», в структуре многопрофильных больниц – в отделении реанимации и интенсивной терапии для новорожденных. Организация деятельности перинатального центра предусматривает работу выездных реанимационных бригад, межрайонных центров – отделений реанимации и интенсивной терапии, в которых будет обеспечена помощь новорожденным. Именно такая многоуровневая структура позволит обеспечить внедрение перинатальных технологий, снижающих риск неблагоприятного исхода беременности и родов, развитие восстановительной медицины в педиатрии.

Главным условием организации единой перинатальной службы является взаимодействие между медицинскими учреждениями всех уровней для обеспечения эффективной и безопасной помощи, маршрутизации пациентов с одного уровня на другой. В рамках деятельности перинатальной службы в Томской области предусмотрена работа выездных бригад в режиме консультативной помощи и в эвакуационном режиме, которые обеспечены специалистами, имеющими специализацию и опыт работы в области неонатологии и анестезиологии-реаниматолоии, и техникой (реанимобиль для новорождённых детей, санитарная авиация).

В рамках реализации программы модернизации здравоохранения в Томской области планируется открытие 4-х межрайонных центров, где будут организованы подразделения родовспоможения, имеющие отделения реанимации и интенсивной терапии (которые будут оказывать помощь, в том числе и новорожденным). Работать в этих отделениях будут специалисты, имеющие подготовку по неонатологии и анестезиологии-реаниматолоии.

В 2010 году в г. Томске был открыт областной перинатальный центр. Введение в эксплуатацию этого учреждения здравоохранения позволит обеспечить внедрение современных технологий выхаживания новорожденных в критических состояниях, с экстремально низкой массой тела; совершенствовать дистанционные и выездные формы оказания медицинской помощи женщинам и новорожденным, развивать фетальную и неонатальную хирургию. В области неонатальной хирургии на текущий момент обеспечено направление кардиохирургии на базе Учреждения РАМН НИИ кардиологии РАМН, а также оказание хирургической помощи новорожденным в условиях МЛПМУ «Детская городская больница № 4». Приобретение специализированного оборудования, обучение специалистов за счет средств областного бюджета (2010 год) позволит значительно расширить имеющиеся возможности неонатальной хирургии и обеспечить развитие фетальной хирургии. Организация деятельности перинатального центра позволит повысить интенсивность использования коечного фонда в акушерстве за счет снижения удельного веса коек для беременных и родильниц в учреждениях родовспоможения 1 группы и увеличения числа коек для ведения патологии беременности. Развитие дистанционных форм оказания медицинской консультативной помощи предполагает использование Skype-технологий (раздел информатизация), при этом консультативные центры будут находиться в ОГУЗ «Областная детская больница» и ОГУЗ «Областной перинатальный центр».

Предупреждение рождения детей с пороками развития имеет существенное значение в улучшении здоровья населения. В Томской области в ноябре 2010 года начата реализация мероприятий по пренатальной диагностике нарушений развития плода в рамках федеральной целевой программы «Пренатальная диагностика», что также позволит снизить показатели младенческой смертности и детской инвалидности.

Большое значение для улучшения показателей рождаемости, сохранения здоровья женщин имеют психологические аспекты организации службы родовспоможения. В Томской области на протяжении нескольких лет в учреждениях родовспоможения г. Томка существует практика партнерских родов, которая будет иметь дальнейшее развитие и будет внедрена в работу областного перинатального и 4-х межрайонных центров. Кроме того, в структуре ОГУЗ Томская областная клиническая больница работает центр планирования семьи и репродукции, а в 4-х женских консультациях г. Томска открыты кабинеты психопрофилактики по подготовке беременных и их семей к родам, оказанию медико-социальной и психологической помощи в кризисных ситуациях («кризисная» беременность), профилактике абортов. Финансирование центра и кабинетов осуществляется за счет средств областного и муниципального бюджетов. С открытием областного перинатального центра будет организовано взаимодействие этих подразделений с единым методическим руководством.

^ Таким образом, с целью развития перинатальной и акушерской помощи в Томской области планируется:

подготовка специалистов по неонатологии и анестезиологии-реаниматологии для межмуниципальных медицинских центров (в Асиновском, Молчановском, Парабельском, Кожевниковском районах и в г. Стрежевом);

реализация мероприятий по развитию фетальной и неонатальной хирургии, в т.ч. покупка оборудования (до конца 2010 года за счет средств бюджета Томской области) и привлечение кадров из ведущих НИИ (Новосибирский научно-исследовательский институт патологии кровообращения им. Е.Н. Мешалкина, НИИ кардиологии СО РАМН);

выстраивание функционального взаимодействия лечебных учреждений и маршрутизации пациенток в связи с открытием в 2011 году ОГУЗ «Областной перинатальный центр»;

перераспределение числа родов в учреждениях 2 и 3 групп с обеспечением количества родов в ОГУЗ «Областной перинатальный центр» до 15% от общего объема в связи с его введением в эксплуатацию с 2011 года;

открытие центра мониторинга с применением Skype-технологий на базе ОГУЗ «Областной перинатальный центр», что обусловлено низкой плотностью населения и большой территорией региона;

открытие межтерриториального центра по пренатальной диагностике на базе НИИ медицинской генетики, функционирующей в рамках системы ОМС;

развитие службы медико-социальной и психологической поддержки беременных в дополнение к уже действующим в женских консультациях (открытие кабинетов медико-социальной и психологической поддержки на базе ОГУЗ «Областной перинатальный центр» и в межмуниципальных центрах в Асиновском, Молчановском, Парабельском, Кожевниковском районах и в г. Стрежевом).

В рамках Программы модернизации предполагается реализация целого комплекса мероприятий, направленного как на повышение качества оказания акушерско-гинекологической и неонатологической помощи, так и на оптимизацию показателей, характеризующих деятельность всей службы по охране материнства и детства на территории Томской области.

В частности планируется приобретение специализированного оборудования для 2 муниципальных учреждений здравоохранения г. Томска и для 7 медицинских учреждений районов Томской области. К данной категории можно отнести не только лечебно-диагностическую аппаратуру, применяющуюся непосредственно в перинатальном периоде, но и оборудование, позволяющее своевременно диагностировать и оказывать помощь при гинекологической патологии, влияющей на фертильную функцию женщин Томской области (табл. 14).


4537954574636611.html
4538059567198674.html
4538260413314866.html
4538327437332118.html
4538438331362894.html