Тема 11. Транспортная логистика - Общетеоретические основы логистики 3

^ Тема 11. Транспортная логистика


1. Теоретические основы транспортной логистики.
Процесс перемещения товарно-материальных ценностей, осуществляемых транспортом, является частью процесса общественного воспроизводства, т.к. он участвует в производстве как элемент технологии или как самостоятельный процесс.

Являясь отраслью материального производства, транспорт имеет свой продукт – сам процесс перемещения.

Чистая продукция транспорта – это доходы от перевозок пассажиров и грузов за вычетом эксплуатационных затрат.

Потребительная стоимость транспортной продукции – это способность транспорта удовлетворять потребности в перевозках грузов и пассажиров.

Качество продукции и транспорта оценивается комплексным показателем, учитывающим соблюдение сроков поставок, отсутствие случаев утраты продукции, ошибочной отправки и повреждения грузов.

Стоимость услуг транспорта – это совокупность всех затрат на перевозку (условно-переменных и условно-постоянных).
^ 2. Классификация видов транспорта и транспортных логистических систем
Две основные группы транспорта по назначению:

  1. транспорт общего пользования – это отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех других отраслей и населения по перевозке грузов и пассажиров (ж/д, автотранспорт, воздушный и водный транспорт, трубопроводы);

  2. внутризаводской транспорт, а также любые транспортные средства, не принадлежащие транспортным организациям.



Задачи транспортной логистики связаны с организацией перемещения грузов транспортом общего пользования:


Классификация транспортных логистических систем может быть проведена по следующим признакам:


  1. по виду доставки:

  1. по виду обслуживания:

  1. по видам транспортного сообщения:



Выбор вида транспорта (по пятибалльной обратной шкале)

Вид транспорта

A

B

C

D

E

F

Ж/д

3

4

3

2

2

3

Водный

4

5

4

1

4

1

Авто

2

2

2

3

1

4

Трубопроводный

5

1

1

5

5

2

Воздушный

1

3

5

4

3

5



А – скорость (время поставки «от ворот до ворот»)

В – частота отправок по плану в сутки

С – надежность (соблюдение графика поставки)

D – перевозочная способность (способность перевозить разные грузы)

E – доступность (число обслуживаемых географических точек)

F – стоимость обслуживания (тонно-километры)


^ Материально-техническая база различных типов транспорта

Ж/д транспорт

На его долю приходится от 25 до 40% перевозимых грузов.

Материально-техническая база ж/д транспорта включает:



Грузовые вагоны на ж/д транспорте подразделяются на:



Грузовые станции – это комплекс путевых и грузовых устройств, предназначенных для погрузочно-разгрузочных работ.


Водный транспорт

К материально-технической базе водного транспорта относят:



Суда по назначению бывают:



По роду перевозимых грузов суда подразделяются на:



Также выделяется отдельная категория специальных судов:



Автотранспорт

К материально-технической базе автотранспорта относятся:

Преимуществом автотранспорта является возможность доставки груза «от ворот до ворот».

Подвижной состав автотранспорта состоит из автомобилей, тягачей, прицепов и полуприцепов.


Все виды автомобилей подразделяются на:

  1. транспортные, используемые для перевозки грузов и пассажиров;

  2. специальные транспортные средства.



По конструктивной схеме грузовые автомобили бывают:

  1. одиночные;

  2. автопоезда.



Классификация грузовых автомобилей по грузоподъемности:

  1. автомобили особо малой грузоподъемности (до 0,5 тонн);

  2. автомобили малой грузоподъемности (от 0,5 до 2 тонн);

  3. автомобили средней грузоподъемности (от 2 до 5 тонн);

  4. автомобили большой грузоподъемности (от 5 до 15 тонн);

  5. автомобили особо большой грузоподъемности (более 15 тонн).



В зависимости от дальности перевозок все автомобили делятся на:

  1. автомобили для близких перевозок;

  2. автомобили для дальних перевозок.



^ Трубопроводный транспорт

Этим видом транспорта перевозятся такие виды грузов, как нефть, зерно, каменный уголь, химические вещества.

Транспортировка продукции этим видом транспорта обходится значительно дешевле по сравнению с другими видами транспорта.

К материально-технической базе относятся трубопроводы.


^ Воздушный транспорт

На долю воздушного транспорта приходится незначительная часть перевозок. В основном этим видом транспорта перевозятся дорогостоящие и скоропортящиеся грузы на дальние расстояния.


К материально-технической базе воздушного транспорта относятся:



^ 3. Определение потребности в транспортных средствах.

В основу расчетов при планировании перевозок и определении потребности в транспортных средствах кладется информация о технико-экономических характеристиках подвижного состава различных видов транспорта.


Характеристики и показатели использования транспортных средств:

ж/д вагоны:

, где PT – вес тары вагона, q – грузоподъемность

, где Pгр – масса груза в вагоне, q – грузоподъемность

, где Пгр – объем груза в вагоне, Пгр – вместимость вагона

морские и речные суда:

Водоизмещение определяется массой или объемом воды, вытесняемой плавающим судном.

Грузоподъемность – перевозочная способность, выражающаяся в тоннах

ДВ = ВП – ВО, где ДВ – максимальная грузоподъемность

ВП – водоизмещение с полным грузом,

ВО – водоизмещение без груза.

Различают полную грузоподъемность (Д) и чистую грузоподъемность (Дч) судна.

Д – сумма служебного и провозимого груза

Дч = Д – С , где С – масса всех судовых запасов.

^ Удельная грузовместимость

, где Усуд – вместимость судна

Удельная грузовместимость свидетельствует о том, сколько метров куб. вместимости судна приходится на одну тонну чистой грузоподъемности.

автомобильный транспорт:

, где qн – номинальная грузоподъемность;

VП – полный объем кузова

, где FК – полезная площадь пола кузова автомобиля


Общими показателями эффективности использования подвижного состава служат:


Для того чтобы определить возможность бесперебойного перемещения грузов и потребность в транспортных средствах необходимо также определить грузооборот и грузопоток на предприятии.

Грузопоток – количество грузов, перемещающихся в определенном направлении в данный период времени.

Для расчета необходимо установить виды перемещаемых грузов, пункты их отправления и доставки, расстояние, объем, частоту и регулярность перевозок.

Перевозки бывают разовыми и маршрутными. Разовые совершаются по отдельным заявкам, маршрутные – по расписанию в заранее установленном направлении.

Маршрутные перевозки осуществляются по маятниковой и кольцевой системам. Маятниковая устанавливает связь между двумя пунктами по двум вариантам:

Кольцевая система применяется для обслуживания постоянных пунктов, связанных последующей передачей грузов от одного к другому.


Количество транспортных единиц может быть определено по одной из формул:

, где

Qтр – количество единиц транспортных средств

Gсм – количество грузов, перевозимых за смену (т)

Lтр – расстояние между двумя пунктами (м)

Vтр – средняя скорость движения транспортного средства (м/мин)

tпогр, tразгр – время погрузки и разгрузки за каждый рейс соответственно (операций/мин)

gтр – грузоподъемность единицы транспортного средства (т)

Ктр – коэффициент использования грузоподъемности транспортных средств

Тсм – продолжительность смены (мин)

Ррем – процент потерь времени при использовании транспортного средства

, где Gсм – количество грузов, перевезенных за смену в оба конца (т)


, где

Lк – длина всего кольцевого маршрута

Кпогр – количество погрузочно-разгрузочных пунктов

, где

Gгод – годовой грузооборот

Др – число рабочих дней в году

Кнер – коэффициент неравномерности перевозок

Ксм – количество смен в сутки


Потребное количество электро и автокранов для внутренних цеховых перевозок определяется по формуле:

, где

- среднее количество продукции, обрабатываемое в цехе за смену и перевозимое данным видом транспортных средств.

Кпер + 1 – среднее количество передач партий деталей между операциями на склад и со склада за смену

- среднее расстояние транспортировки

^ 4. Составление оперативного плана перевозок.

Транспортный процесс регулируется с помощью информации о фактических текущих запасах отправителей и получателей и сравнение их с нормативами. Поскольку реальная система оперативного планирования может получать информацию о фактических запасах раз в сутки, а для одной пары отправитель-получатель может выполняться несколько ездок за этот период, то возникает необходимость построения суточного прогноза изменения запасов у поставщиков и потребителей.

Зная норматив товарного запаса, фактический запас, имеющийся на начало суток, и среднесуточную интенсивность выпуска продукции можно, можно рассчитать нормативный интервал времени отправления. Аналогично рассчитывается максимально допустимый интервал доставки, на котором гарантировано своевременное выполнение запаса потребителя.

Перевозку необходимо планировать именно в области пересечения данных интервалов, поскольку в этом периоде и у поставщика и у потребителя имеется объективная потребность в перевозке. Важно отметить, что внутри нормативного интервала перевозка может быть спланирована в любой наиболее удобный для транспортного предприятия момент времени, когда накоплено определенное количество у поставщика, соответствующее определенным требованиям. Потребность равна минимальной из этих двух величин. Для различных грузов нормативные интервалы и требуемые объемы перевозок будут разными. При этом для установления рациональной очередности перевозок возникает проблема количественной оценки, то есть определение их приоритетов. Известны три основных параметра, по которым различаются потребности и которые влияют на приоритет перевозки:

Приоритет перевозки:

а) обратно пропорционален остатку нормативного интервала в доставке;

б) прямо пропорционален объему груза, ожидающего перевозки и его стоимости, определяющей потери от омертвления средств, вложенных в запасы.

Полученная зависимость называется функцией срочности перевозок (Fсп), она представляет собой гиперболу, которая по мере приближения срока доставки задает большую скорость возрастания приоритета.

^ 5. Классификация грузов

С точки зрения транспортировки груз – это тот или иной продукт (сырье, материал, полуфабрикат, комплектующие изделия), который принят транспортом к перевозке. Груз считается находящимся в транспортабельном состоянии, если он находится в необходимой кондиции, упакован и промаркирован в соответствии с действующими правилами.




Рисунок 22. Классификация грузов


Совокупность показателей груза, которая определяет требования ко всем условиям его перевозки, называется его транспортной характеристикой.

Морской транспорт




Рисунок 23. Классификация грузов


Различные виды груза снабжаются соответствующей маркировкой:



^ 6. Классификация перевозок

На железнодорожном транспорте все виды грузовых перевозок делятся на:

По объему железнодорожные перевозки, выполняемые по одному документу, подразделяются:

По скорости доставки все виды железнодорожных грузовых перевозок делят на перевозки:





Рисунок 24. Грузовые автомобильные перевозки


Перевозки на речном транспорте могут выполняться в следующем объеме:

Скорость движения на речном транспорте подразделяется на:





Рисунок 25. Морские грузовые перевозки


Каботаж – дистанция плавания.


Совокупность различных видов транспортных средств, сооружений и путей сообщения образуют транспортную систему.

В настоящее время развитие и модернизация транспортной системы России осуществляется в следующих направлениях:


Тарифы играют важную роль в выборе вида транспорта.




От вида и масштаба отправки, от типа вагона либо используемого транспортного средства, от скорости доставки и расстояния перевозки зависит значение размера платы.




Рисунок 26. Железнодорожные тарифы


На размер платы за автомобильные перевозки, кроме перечисленных, влияют: масса и объем перевозимого груза, грузоподъемность и тип используемого автомобиля, его общий пробег и время использования, местность, где осуществляется данная перевозка.


На речном транспорте тарифы устанавливаются самостоятельно транспортными организациями, ведущими перевозку по водным путям. Эти транспортные организации называются пароходствами.


На морском транспорте оплата производится либо по тарифу (если груз перевозится системой линейного судоходства), либо по фрахтовой ставке, если перевозка носит заказной характер. Величина фрахтовой ставки определяется на договорных началах, исходя из конъюнктуры на фрахтовом рынке.


Тарифы на воздушную перевозку также определяются авиакомпаниями самостоятельно. Также могут определяться по фрахтовым ставкам.

^ 7. Практическое транспортное управление

Практическое управление ходом надлежащим образом организованных перевозок осуществляется с помощью правильно организованного документирования и документооборота, а также информации и компьютеризации всех транспортных процессов. Наряду с общими действующими кодексами и уставами, регламентирующими соответствующие транспортные перевозки, в каждом конкретном случае составляется договор перевозки. В этом документе перевозчик обязуется перевезти оговоренный груз до заданного пункта в согласованные сроки, а отправитель обязуется в уставном порядке оплатить работу перевозчика.

Для различных видов транспорта существует своя терминология, относящаяся к документированию перевозок, и составляемые перевозочные документы также имеют свои особенности.

Для железнодорожного транспорта первичным документом, имеющим силу договора, является накладная, составляемая отправителем. Необходимый комплект сопроводительной документации, кроме накладной, входит дорожная ведомость, корешок дорожной ведомости и квитанция о приеме груза. В накладной отправитель указывает станцию и дорогу назначения, наименование отправителя и получателя, почтовые адреса, число погрузочных мест, вид упаковки, массу груза, данные о вагоне и норму его загрузки. Эти же данные заносятся и в три выше упоминаемых документа. В накладной ставят штемпель с датой приемки груза, отправителю выдают оформленную квитанцию. Накладная и дорожная ведомость отправляется вместе с грузом, получатель получает груз по накладной, а расписывается в его получении в дорожной ведомости. Основным документом для учета работы железной дороги является корешок дорожной ведомости, который остается у отправителя.

При отправке груза автомобильным транспортом основным документом является типовой договор на перевозку, а для расчетов заказчика и автотранспортной организации обязательно составляется товарно-транспортная накладная. При выпуске автомобиля на линию водителю выдается путевой лист, который должен быть им возвращен по окончанию работы.

При отправке груза морским транспортом в случае использования судна, совершающего регулярные рейсы, договором на отправку является документ, называемый коносаментом, который по содержанию является своего рода накладной. Коносамент путешествует вместе с грузом, по нему получатель принимает груз и в нем же расписывается в получении. Коносамент может быть именным, то есть составленным на имя определенного получателя; ордерным, то есть поручительным; предъявительным, то есть действительным по факту его предъявления.

Если используемо судно совершает нерегулярный рейс на условиях фрахта, то составленный договор морской перевозки называется чартерным. Коносамент обязательно составляется и в этом случае, но служит лишь накладной, по которой принимается груз и в которой расписываются в получении.

В случае перевозки груза в прямом водном сообщении (море-река) или в смешанном железнодорожно-водном сообщении этот сопроводительный документ называется накладной.

Если же осуществляется межпортовая перевозка, то первичным документом для передачи груза на судно является так называемый погрузочный ордер.

При перевозке грузов внутренним речным транспортом основным документом являются заключенные пароходством с грузоотправителем навигационные договоры, которые носят сезонный характер и заключаются перед началом навигации. Документом, сопровождающим груз, является накладная, выписываемая в нескольких вариантах: для сухогрузов, для универсальных контейнеров, для буксировки, для нефтепродуктов, для смешанных перевозок.

Для перевозки воздушным путем осуществляется оформление накладной.





Рисунок 27. Классификация документов на перевозку грузов различными видами транспорта


Правильное и оперативное решение вопросов, связанных с ходом транспортировки, является неотъемлемым звеном всего производственно-сбытового процесса, должно базироваться на следующих двух факторах:

  1. повышении технического уровня транспортировки, связанного с широкомасштабной информацией на основе применения компьютерной техники;

  2. организационно-методических мероприятиях, базирующихся на концепциях логистики, рассматривающей движение материального потока как единого целого.

Эти два фактора взаимосвязаны.



4528637232535281.html
4528734299018289.html
4528812159055031.html
4528949217445776.html
4529122836481023.html