2.6. Правоохранительные органы, органы прокуратуры и другие компетентные органы – структура для расследования и судебного преследования преступлений и для конфискации и замораживания (Р.27, 28, 30 и 32)

2.6. Правоохранительные органы, органы прокуратуры и другие компетентные органы – структура для расследования и судебного преследования преступлений и для конфискации и замораживания (Р.27, 28, 30 и 32) ^ 2.6.1. Описание и анализ Рекомендация 27

  1. В соответствии со ст. 191 УПК Республики Казахстан предварительное следствие по уголовным делам производят следователи Комитета национальной безопасности, органов внутренних дел и финансовой полиции, а в случаях, предусмотренных УПК РК, прокуроры.

  2. Согласно ст. 192 УПК, расследование по делам о преступлениях ОД производится следователями органов финансовой полиции. По делам ФТ предварительное следствие производится следователями Комитета национальной безопасности. При соединении в одном производстве дел по обвинению одного или нескольких лиц в совершении преступлений, подследственных разным органам предварительного следствия, подследственность определяется прокурором. Полномочия прокурора в ходе предварительного следствия регламентированы ст. 197 УПК РК.

  3. При этом, согласно п.п. 12 п. 1 ст. 197 УПК РК, осуществляя уголовное преследование и надзор за законностью при расследовании уголовных дел, прокурор изымает уголовное дело от органа дознания и передает органу предварительного следствия; в исключительных случаях в целях обеспечения полноты и объективности расследования по письменному ходатайству органа предварительного следствия либо по собственной инициативе передает дело от одного органа предварительного следствия другому либо принимает в свое производство и расследует его независимо от установленной настоящим Кодексом подследственности.

  4. Как сообщили миссии оценщиков, основную роль в выявлении и расследовании дел, связанных с отмыванием денег, играет Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью. Вопросами противодействия ФТ занимается КНБ РК.

  5. В составе Агентства не имеется специализированного отдела или управления, осуществляющего противодействие легализации преступных доходов.

  6. Согласно ст. 132 УПК РК орган, осуществляющий уголовное преследование, вправе задержать лицо, подозреваемое в совершении преступления на любой стадии предварительного следствия, что дает право осуществлять оперативно-розыскные мероприятия в соответствии с Законом РК «О оперативно-розыскной деятельности».

  7. В соответствии со статьей 139 УПК РК при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, либо воспрепятствует объективному расследованию и разбирательству дела в суде, или будет продолжать заниматься преступной деятельностью, а так же для обеспечения исполнения приговора орган, ведущий уголовный процесс, в пределах своих полномочий вправе применить к этому лицу одну из мер пресечения, предусмотренных статьей 140 УПК РК.

  8. Статьей 140 УПК РК предусмотрены меры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении, личное поручительство, передача военнослужащего под наблюдение командования воинской части, отдача несовершеннолетнего под присмотр, залог, домашний арест, арест.

  9. Правоохранительные органы Казахстана в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, в том числе по ОД/ФТ, в соответствии с законодательством используют в полной мере методы оперативно-розыскной деятельности.

  10. Для раскрытия и расследования данной категории преступлений правоохранительными органами в рамках Закона «Об оперативно-розыскной деятельности» применяются общие и специальные оперативно-розыскные мероприятия.

  11. Общими оперативно-розыскными мероприятиями являются:

  1. опрос лиц;

  2. установление гласных и негласных отношений с гражданами, использование их в оперативно-розыскной деятельности;

  3. внедрение;

  4. применение модели поведения, имитирующей преступную деятельность;

  5. создание конспиративных предприятий и организаций;

  6. контролируемая поставка;

  7. применение технических средств для получения сведений, не затрагивающих охраняемые законом неприкосновенность частной жизни, жилища, личной и семейной тайны, а также тайну личных вкладов и сбережений, переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений;

  8. наведение справок;

  9. получение образцов;

  10. оперативный закуп;

  11. применение служебно-розыскных собак;

  12. поиск и отождествление личности по приметам;

  13. поиск устройств незаконного снятия информации;

  14. обнаружение, негласная фиксация и изъятие следов противоправных деяний, их предварительное исследование;

  15. преследование лица, готовящего, совершающего или совершившего преступление, и его задержание;

  16. осуществление с участием понятых личного досмотра задержанных лиц, осмотра и изъятия находящихся при них вещей и документов, могущих относиться к преступной деятельности, а также досмотра жилых помещений, рабочих и иных мест, досмотра транспортных средств.

В ходе осуществления антитеррористической операции личный досмотр и досмотр вещей, находящихся при физическом лице, досмотр транспортных средств, в том числе с применением технических средств, могут производиться без участия понятых;

17) проведение операций по захвату вооруженных преступников;

18) наблюдение.

  1. Специальными оперативно-розыскными мероприятия являются:

  1. контроль почтово-телеграфных отправлений;

  2. оперативный поиск на сетях связи;

  3. негласное прослушивание и запись разговоров с использованием видео-, аудиотехники или иных специальных технических средств, прослушивание и запись переговоров, производящихся по телефонам и другим переговорным устройствам, а также получение сведений о произведенных телефонных переговорах;

  4. снятие информации с технических каналов связи, компьютерных систем и иных технических средств;

  5. оперативное проникновение.

  1. В целях выявления и пресечения источников поступления и легализации преступных доходов может быть применена контролируемая поставка (ст. 11 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности») доходов полученных от преступной деятельности с внедрением оперативных сотрудников в преступную среду, с использованием модели поведения, имитирующую преступную деятельность с применением различных методов и комбинаций в рамках действующего законодательства.

  2. Миссии оценщиков приведены положительные примеры работы по противодействию ОД и ФТ, в тоже время, статистика в отношении дел связанных с ФТ предоставлена не была.

  3. Статьей 198 УПК РК предусмотрено, что предварительное следствие по уголовному делу, в случае его сложности или большого объема, может быть поручено группе следователей (следственной группе).

  4. В следственную группу могут входить следователи нескольких органов, осуществляющих предварительное следствие. Решение о создании такой группы может быть принято как по указанию прокурора, так и по инициативе начальников следственных отделов этих органов.

  5. Генеральный прокурор Республики Казахстан в исключительных случаях, при установлении фактов неполноты и необъективности расследования, сложности и значимости дела, может образовать следственную группу из числа следователей нескольких органов, осуществляющих предварительное следствие, назначив при этом прокурора руководителем этой группы.

  6. Совместно с КНБ РК, НБ РК, АБЭКП, АФН принимаются меры по проведению организационных, межведомственных, оперативно-профилактических и специальных мероприятий направленных на блокирование доступа террористических организаций к возможностям банковских и иных финансово-экономических структур.

  7. Изучаются пути и способы использования террористическими организациями хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в финансово-кредитной системе, вырабатываются механизмы контроля по выявлению наличия подобных противоправных действий. Организованна работа по выявлению фактов незаконного финансирования общественных объединений и политических структур со стороны иностранных инвесторов.
^ Структура и ресурсы

  1. По всей видимости, правоохранительные органы имеют достаточные ресурсы и хорошо осведомлены о своих обязанностях в отношении расследований в области ПОД/ФТ. Их структура в целом преобразована для целей ПОД/ФТ. Также существуют значительные потребности в обучении технике проведения расследований дел, связанных с ОД/ФТ.

    ^ Ресурсы и внутренняя организация ГП РК

  2. В составе ГП РК имеется Отдел по надзору за применением финансового законодательства Управления по надзору за законностью в сфере экономики Департамента по надзору за законностью в социально-экономической сфере.

  3. В данном отделе имеется специально закрепленный сотрудник, в функциональные обязанности которого входит рассмотрение вопросов, связанных с координацией государственных органов по противодействию фактам отмывания преступных доходов и финансирования терроризма.

  4. Кроме того, в составе ГП РК имеется Департамент специальных прокуроров, сотрудники которого, имеют право расследовать уголовные дела, в т.ч. связанные с фактами ОД и ФТ.

  5. Миссии оценщиков сообщили, что ведется разработка и согласование нормативного правового акта о создании межведомственной комиссии по ПОД/ФТ. Нормативный правовой акт определит состав и пределы компетенции комиссии. В настоящее время имеются проблемные вопросы во взаимодействии с правоохранительными органами, в части координации действий, оперативного сотрудничества и обратной связи.

  6. Соответствие профессиональных качеств сотрудников органов прокуратуры подтверждается аттестациями, которые проводятся 1 раз в 3 года соответствующими аттестационными комиссиями, созданными в ГП РК, прокуратурах областей и приравненных к ним.

  7. При ГП РК существует Институт повышения квалификации им. С. Ескараева, который специально создан для повышения профессионального уровня сотрудников прокуратуры путем проведения лекций, семинаров и других учебных мероприятий.

  8. Наряду с этим, имеется Кодекс чести сотрудников органов прокуратуры, которым предусмотрены обязательные для соблюдения требования антикоррупционного законодательства.

  9. Подготовка сотрудников органов прокуратуры проводится на постоянной основе путем принятия участия во всех основных тренингах и семинарах, в т.ч. на международном уровне, проводимых в сфере ОД и ФТ.

  10. Оценщикам сообщили, что на постоянной основе действует Центр по правовой статистике при Генеральной Прокуратуре РК.

    ^ Ресурсы и внутренняя организация АБЭКП

  11. В соответствии с положением об АБЭКП, утвержденным указом Президента от 21 апреля 2005 года №1551, АБЭКП является государственным органом Республики Казахстан, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, осуществляющим в целях обеспечения экономической безопасности руководство, а также в пределах, предусмотренных законодательством Республики Казахстан, межотраслевую координацию и иные специальные исполнительные и разрешительные функции по предупреждению, выявлению, пресечению, раскрытию и расследованию экономических, финансовых и коррупционных преступлений и правонарушений.

  12. Финансирование деятельности АБЭКП осуществляется из республиканского бюджета.

  13. Структура и общая штатная численность АБЭКП утверждаются Президентом Республики Казахстан по представлению Председателя Агентства.

  14. В Структуру АБЭКП входят центральный аппарат, территориальные подразделения АБЭКП, а также Академия финансовой полиции.

  15. Штатная численность органов финансовой полиции Республики Казахстан позволяет эффективно выполнять поставленные задачи.

  16. В ходе общения с оценщиками приведены положительные примеры работы сотрудников АБЭКП по противодействию ОД.

  17. Кроме того, с 1999 года функционирует Академия финансовой полиции, в которой готовятся молодые специалисты для таможенных органов и органов финансовой полиции. Слушатели академии помимо других дисциплин изучают спецдисциплину «Отмывание доходов и финансирование терроризма».
^ Дополнительные элементы

  1. В соответствии со ст. 198 УПК РК, предварительное следствие по уголовному делу, в случае его сложности или большого объема, может быть поручено группе следователей (следственной группе). В следственную группу могут входить следователи нескольких органов, осуществляющих предварительное следствие. Решение о создании такой группы может быть принято как по указанию прокурора, так и по инициативе начальников следственных отделов этих органов. Генеральный прокурор Республики Казахстан в исключительных случаях, при установлении фактов неполноты и необъективности расследования, сложности и значимости дела, может образовать следственную группу из числа следователей нескольких органов, осуществляющих предварительное следствие, назначив при этом прокурора руководителем этой группы.
Эффективность

  1. Основную роль в выявлении и раскрытии преступлений, связанных с отмыванием денег, играет Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью.

  2. Команду оценки проинформировали, что преступления ОД также могут выявляться и расследоваться МВД, ГП и КНБ соответственно, однако экспертам-оценщикам не были представлены статистические данные о результатах работы в данной области.

  3. ^ Статистика по уголовным делам по ОД




    2006 год

    2007 год

    2008 год

    2009 год

    Количество возбужденных уголовных дел Агентством

    66

    57

    40

    104

    Количество рассмотренных судом уголовных дел с вынесением приговора

    3

    14

    10

    12

  4. Количество расследуемых дел, связанных с ОД невелико. Это свидетельствует о том, что вопросы борьбы с отмыванием денег в целом не определены руководством правоохранительных органов в качестве приоритетных. ОД практически во всех уголовных делах проходит в качестве сопутствующего преступления.

  5. Незначительное число рассмотренных судом уголовных дел по ОД, вероятнее всего связано с низким качеством расследования дел данной категории или иными причинами, о которых оценщиков не проинформировали.
Рекомендация 28

  1. Правоохранительные органы, осуществляющие предварительное расследование уголовных дел, в том числе по ОД и ФТ и предикатным преступлениям, в соответствии с главами 29-30 УПК РК имеют право на: производство выемки, принудительной выемки предметов и документов, их изъятия, обыска какого-либо помещения, иного места, личный обыск лиц, арест почтово-телеграфных отправлений их осмотр и выемку, перехват сообщений, прослушивание и запись переговоров и разговоров.

  2. Согласно ст. 211 УПК РК - свидетель, потерпевший, а также находящийся на свободе подозреваемый, обвиняемый вызываются на допрос повесткой. Статьей 158 УПК РК предусмотрено, в случае неявки по вызову без уважительных причин подозреваемый, обвиняемый, а также свидетель и потерпевший могут быть по мотивированному постановлению дознавателя, следователя, суда подвергнуты приводу (принудительному доставлению).

  3. В соответствии со ст. 82 УПК РК в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано и допрошено любое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для дела.

  4. С целью выявления следов преступления, иных материальных объектов, а также установления обстоятельств, имеющих значение для дела статьей 221 УПК РК предусмотрено: проведение осмотра местности, помещений, предметов, документов, живых лиц, которое может производиться как до возбуждения уголовного дела, так и в процессе расследования.

  5. Нет каких-либо ограничений и при производстве обыска по делам о преступлениях, связанных с отмыванием доходов, финансированием терроризма и связанных с ними преступлений.

  6. Имеются определенные ограничения, в части получения сведений на стадии доследственной проверки, которые требуют дополнительного уточнения.

  7. В ходе оценки экспертам было сообщено о том, что сотрудники органов внутренних дел не могут истребовать на стадии доследственной проверки сведения о финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования, а также получать необходимые документы.

  8. В соответствии с уголовным законодательством Казахстана заявления, сообщения и иные сведения о преступлениях должны быть зарегистрированы и рассмотрены немедленно. Правоохранительные органы и прокуратура вправе принимать свидетельские заявления, показания, производить допрос причастных лиц для расследования и использования в качестве доказательств обвинения в преступлении, в т.ч. ОД и ФТ и иных предикатных преступлениях, или связанных с ними действиях.

    ^ Дополнительные элементы

  9. В целях модернизации системы судебного образования и повышения качества подготовки, переподготовки кадров для судебной системы 18 августа 2008 года была утверждена Стратегия судебного образования на 2009-2011 годы.

  10. В Стратегии систематизированы существующие образовательные программы, определены основные направления и указаны организаторы непрерывного судебного образования, которыми являются: Верховный Суд РК, Институт правосудия Академии государственного управления при Президенте РК, учебные центры областных и приравненных к ним судов, Союз судей РК.

  11. Верховным Судом РК на базе учебных центров проводятся региональные тематические семинары в целях обеспечения большого охвата судей регионов в участии в образовательных программах с приглашением представителей государственных органов, ученых, предпринимателей в зависимости от темы семинаров. По итогам семинаров издаются сборники материалов в серии «Библиотека Верховного Суда РК», которые являются доступными для каждого судьи, материалы семинаров и конференций публикуются на сайте Верховного Суда.

  12. Планирование актуальных тем проводится, как правило, с учетом обобщения судебной практики, проблемных вопросов правоприменительной практики и мнения судейского сообщества.

  13. Экспертам оценщикам предоставлен Совместный приказ Генерального Прокурора Республики Казахстан от 14 декабря 2007 года № 50, Председателя Агентства Республики Казахстан по борьбе с экономической и коррупционной преступностью (финансовая полиция) от 28 января 2008 года № 11, Министра юстиции Республики Казахстан от 22 января 2008 года № 9, Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Казахстан от 23 января 2008 года № 9, Председателя Комитета национальной безопасности Республики Казахстан от 29 декабря 2007 года № 225, Министра внутренних дел Республики Казахстан от 27 декабря 2007 года № 507, Министра финансов Республики Казахстан от 25 января 2008 года № 40, которым утверждено «Положение о Координационном Совете правоохранительных органов Республики Казахстан». В соответствии с данным Положением основными задачами Координационного совета являются разработка, согласование и выполнение совместных мероприятий по борьбе с наиболее опасными и распространенными преступными посягательствами, экономическими преступлениями, коррупцией, наркобизнесом, терроризмом, незаконной миграцией, деятельностью организованных преступных группировок и сообществ.

  14. Также, Приказом Министерства финансов Республики Казахстан № 358 от 20 июля 2010 г. создана межведомственная комиссия по противодействию легализации доходов, полученных незаконным путем и финансированию терроризму.

  15. Не представляется возможным оценить эффективность деятельности комиссии в связи с коротким периодом деятельности по рассмотрению и последующему доведению до сведения заинтересованных методов, техники и тенденций ОД и ФТ.
^ 2.6.2. Рекомендации и комментарии

  1. В соответствии с УПК определены правоохранительные органы, которые имеют право расследовать преступления ОД и ФТ, однако за каким-либо из этих органов не закреплена непосредственная ответственность по разработке и внедрению комплекса мер по противодействию ОД или ФТ.

  2. Необходимо на уровне решений руководства правоохранительных органов (решений координационных совещаний) установить расследование преступлений ОД/ФТ в качестве одного из приоритетных направлений работы.

  3. Сформировать в составе Генпрокуратуры и Агентства специальные отделы по расследованию преступлений ОД/ФТ.

  4. Предоставить органам внутренних дел возможность получать сведения о финансово-хозяйственной деятельности финансовых учреждений и других компаний на стадии доследственной проверки.

  5. Необходимо организовать проведение обучающих курсов и тренингов дознавателей, следователей, прокуроров и судей по расследованию и рассмотрению дел связанных с ОД и ФТ.

  6. Миссии оценщиков сообщалось, что на постоянной основе проводятся курсы повышения квалификации работников задействованных в ПОД/ФТ, разрабатываются методические рекомендации по расследованию дел связанных с ОД и ФТ, однако подробных сведений представлено не было.

  7. КФМ организовал ряд семинаров по вопросам ПОД/ФТ с участием международных экспертов Всемирного банка, МВФ, ОБСЕ, ЕАГ. Нет сведений об участии представителей правоохранительных органов при их проведении.

  8. В связи с отсутствием статистических сведений не представляется возможным оценить результаты деятельности всех правоохранительных органов по ОД и ФТ.
^ 2.6.3. Соответствие Рекомендациям 27 и 28.




Рейтинг

Резюме факторов, лежащих в основе рейтинга

Р.27

ЗС

  • Отсутствие статистических сведений не позволяет оценить результаты деятельности всех правоохранительных органов по ОД и ФТ.




Р.28

ЗС

  • Имеются определенные ограничения, в части получения сведений на стадии доследственной проверки.




4525947377185001.html
4526020529022334.html
4526215366562214.html
4526293207355187.html
4526358207593708.html